Сцепление Беларус 1221Т.2 / 1221.2 / 1221В.2 1221.3 / 1221.4

Муфта сцепления 1221Т.2 / 1221.2 / 1221В.2/ 1221.3 / 1221.4

На маховике 1 (рисунок 1) двигателя установлена сухая двухдисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа.

Ведущей частью муфты сцепления являются маховик 1, нажимной диск 3 и средний диск 2, имеющий на наружной поверхности три шипа, которые входят в специальные пазы маховика 1. К ведомой части сцепления относятся два ведомых диска 24 с гасителями крутильных колебаний 9, установленные на силовом валу 7. Необходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой частей обеспечивается девятью пружинами 22. Между втулкой 8, связанной с валом привода ВОМ 4, и опорным диском 12 установлен эластичный элемент.

Средний диск 2 имеет рычажные механизмы 11, обеспечивающие при выключения сцепления установку среднего диска 2 на равном расстоянии от поверхностей трения маховика 1 и нажимного диска 3. Опорами отжимных рычагов 10 служат вилки 13, закрепленные на опорном диске с помощью регулировочных гаек 15, фиксируемых шайбами 14.

Включение и выключение сцепления производится отводкой 17 с выжимным подшипником 16, перемещающейся по кронштейну 18. Вилка 19 отводки с валиком 20 связаны с педалью сцепления через механический привод.

Смазка выжимного подшипника 16 осуществляется через пресс-масленку, ввинченную в цапфу отводки. Масленка находится с левой стороны корпуса сцепления. Для доступа к ней необходимо отвернуть пробку.

 

Муфта сцепления МТЗ 1221.3

1 – маховик; 2 – диск средний; 3 – диск нажимной; 4 – вал привода ВОМ; 5 – ступица; 6 – подшипник; 7 – вал силовой; 8 – втулка; 9 – гаситель крутильных колебаний; 10 – рычаг отжимной; 11 – механизм рычажный; 12 – диск опорный; 13 – вилка; 14 – шайба; 15 – гайка регулировочная; 16 – подшипник выжимной; 17 – отводка; 18 – кронштейн отводки; 19 – вилка выключения; 20 – валик управления; 21 – стакан; 22 – пружина нажимная; 23 – шайба изолирующая; 24 – диск ведомый.

Рисунок 1 – Муфта сцепления МТЗ 1221.3

Особенности демонтажа, установки и регулировки муфты сцепления МТЗ 1221.3

Монтаж, демонтаж и регулировка отжимных рычагов муфты сцепления МТЗ 1221.3

 

1 – маховик; 2 – диск ведомый; 3 – диск средний; 4 – диск нажимной; 5 – втулка; 6 – отжимной рычаг; 7 – диск опорный; 8 – вилка; 9 – регулировочная гайка; 10 – стопорная пластина; 11 – стакан; 12 – пружина нажимная; 13 – шайба изолирующая; 14 – втулка.

Рисунок 2 – Монтаж, демонтаж и регулировка отжимных рычагов муфты сцепления МТЗ 1221.3

 

Технологическая шлицевая оправка

Рисунок 3 – Технологическая шлицевая оправка

Демонтаж муфты сцепления МТЗ 1221.3

Демонтаж муфты сцепления выполняется после отсоединения двигателя от трансмиссии в следующем порядке:

— установите три технологических болта (М12×40), завернув их в нажимной диск 4 (рисунок 2) через технологические отверстия опорного диска 7;

— отверните гайки крепления опорного диска к маховику и снимите диски сцепления в сборе (опорный 7 с нажимным 4);

— снимите первый ведомый диск 2;

— снимите средний диск 3;

— снимите второй ведомый диск 2.

ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАЗБОРКИ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ РЕКОМЕН-

ДУЕТСЯ НАНЕСТИ МЕТКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ МА-

ХОВИКА 1, СРЕДНЕГО ДИСКА 3 И ДИСКОВ СЦЕПЛЕНИЯ В СБОРЕ (ОПОРНОГО 7

С НАЖИМНЫМ 4). СБОРКУ СЦЕПЛЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЬ СОГЛАСНО МЕТКАМ!

Установка муфты сцепления МТЗ 1221.3

Установка муфты сцепления выполняется в следующем порядке:

— установите технологическую шлицевую оправку в подшипник маховика;

— установите первый ведомый диск 2 (рисунок 3.3.2) на оправку длинным концом ступицы к маховику 1;

— установите средний диск 3 в пазы маховика;

— установите второй ведомый диск 2 на оправку коротким концом ступицы к маховику;

— установите диски сцепления в сборе (опорный 7 с нажимным 4) на пальцы

маховика со втулками 14, закрепите гайками и выверните технологические болты;

— отрегулируйте положение отжимных рычагов 6.

 Регулировка положения отжимных рычагов муфты сцепления МТЗ 1221.3

— вворачивая или отворачивая регулировочные гайки 9 (рисунок 2) отрегулируйте положение отжимных рычагов на размер 14±0,5 мм от опорных поверхностей рычагов до торца ступицы опорного диска. Разность размеров для отдельных рычагов должна быть не более 0,3 мм;

— после регулировки рычагов установите стопорные пластины 10;

— снимите оправку.

 

 Управление сцеплением тракторов «БЕЛАРУС-1221Т.2/1221.2/1221.3/1221.4»

Управление сцеплением осуществляется следующим образом:

При нажатии на подушку педали 6 (рисунок 4) перемещается тяга 5 и поворачивает рычаг 1, связанный через валик управления 20 (рисунок 1) с отводкой муфты сцепления. Сцепление при этом выключается. При отпускании педали 6 (рисунок 4) сцепление включается.

Регулировка свободного хода педали муфты сцепления МТЗ 1221.3

ВНИМАНИЕ: СЛИШКОМ БОЛЬШОЙ СВОБОДНЫЙ ХОД ПЕДАЛИ НЕ ПОЗВОЛИТ ПОЛНОСТЬЮ ВЫКЛЮЧАТЬ СЦЕПЛЕНИЕ И ЗАТРУДНИТ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ. ОТСУТСТВИЕ СВОБОДНОГО ХОДА ПЕДАЛИ ВЫЗОВЕТ ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЕ ДИСКОВ МУФТЫ, БЫСТРЫЙ ИЗНОС ДИСКОВ И ПЕРЕГРЕВ ДЕТАЛЕЙ СЦЕПЛЕНИЯ!

Свободный ход педали сцепления, измеренный при неработающем двигателе должен быть в пределах от 40 до 50 мм. Если это значение превышено или занижено, необходимо выполнить регулировку свободного хода педали сцепления.

Проверка и регулировка свободного хода педали сцепления МТЗ 1221.3

 

 

1 – рычаг; 2 – палец; 3 – вилка; 4, 9 – контргайка; 5 – тяга; 6 – педаль; 7 – сервоустройство; 8 – болт; 10 – кронштейн.

Рисунок 4 – Проверка и регулировка свободного хода педали сцепления МТЗ 1221.3

Для регулировки свободного хода необходимо выполнить следующее:

— ослабить контргайку 4 (рисунок 3.3.4) вилки 3, расшплинтовать и извлечь палец 2, отсоединить тягу 5 от рычага 1;

— ослабить контргайку 9, отворачивать регулировочный болт 8 до тех пор, пока педаль 6 не коснется пола кабины, затянуть контргайку 9;

— повернуть рычаг 1 против часовой стрелки до упора, т.е. до касания выжимным подшипников отжимных рычагов МС;

— отрегулировать длину тяги 5, вращая вилку 3 до совпадения отверстий в вилке и рычаге 1. Затем ввернуть вилку 3 на пять – пять с половиной оборотов (укоротить тягу 5);

— соединить вилку 3 с рычагом 1 с помощью пальца 2,затянуть контргайку 4, зашплинтовать палец 2.

ВНИМАНИЕ: УБЕДИТЕСЬ В ТОМ, ЧТО ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ НАДЕЖНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ ДО УПОРА В ПОЛИК НА УЧАСТКЕ СВОБОДНОГО ХОДА ПЕДАЛИ. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ, ОТРЕГУЛИРУЙТЕ УСИЛИЕ ПРУЖИНЫ СЕРВОУСТРОЙСТВА 7 (РИСУНОК 4) С ПОМОЩЬЮ БОЛТА 8 ИЛИ ИЗМЕНИТЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРОНШТЕЙНА 10, ПОВЕРНУВ ЕГО ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ ОТНОСИТЕЛЬНО ОСИ БОЛТА КРЕПЛЕНИЯ!

 Управление сцеплением трактора  «БЕЛАРУС-1221В.2»

На тракторе «БЕЛАРУС-1221В.2» привод сцепления предназначен для управления муфтой сцепления, как на прямом ходу трактора, так и на реверсе. Тип привода сцепления на прямом ходу – механический с напольной педалью и гидроусилителем, на реверсе – гидростатический с подвесной педалью и гидроусилителем, как показано на рисунке 5.

Привод состоит из напольной педали 2 (рисунок 5) (для прямого хода),стержня 1, подвесной педали 6 (для работы в режиме реверса), главного цилиндра 14 (для работы в режиме реверса), угольника 23, рабочего цилиндра 18, гидроусилителя 26, рычага 34, тяги 30, рукава гибкого 24, трубопроводов 15, 25, рукава 28.

Гидроусилитель 26 проточного типа предназначен для снижения усилия на педалях 2 и 6 в процессе выключения муфты сцепления. Он соединен трубопрово дом 25 со сливом из насоса-дозатора ГОРУ, а рукавом 28 – со сливом в бак ГОРУ.

В режиме прямого хода во время нажатия на стержень 1 педали 2 перемещается рабочий цилиндр 18. Шток 21 рабочего цилиндра воздействует на толкатель 22 гидроусилителя 26, в результате чего происходит срабатывание гидроусилителя и выдвижение поршня и тяги 30, поворачивающей рычаг 34, связанный через валик с отводкой муфты сцепления, что приводит к разъединению двигателя с трансмиссией.

В режиме работы на реверсе при нажатии на педаль 6 тормозная жидкость из главного цилиндра 14 поступает через трубопровод 15, угольник 23, рукав гибкий 24 в рабочий цилиндр 18, перемещая шток 21. Шток 21 воздействует на толкатель 22 гидроусилителя 26, совершая действия, аналогичные описанным ранее.

 Регулировка управления сцеплением БЕЛАРУС-1221В.2

 Регулировки управления сцеплением БЕЛАРУС-1221В.2

Регулировки управления сцеплением проводятся в следующей последовательности:

  1. Выполнение регулировки зазора «Ж» (рисунок 5) между штоком 21 рабочего цилиндра 18 и толкателем 22 гидроусилителя 26:

— расконтрить вилку 4, расшплинтовать палец 5. Снять рабочий цилиндр 18 с педали 2, вынув палец 5;

— в цилиндре 18 установить шток 21 в крайнее правое положение до упора в крышку 17;

— установить рабочий цилиндр 18 в гидроусилитель 26 до касания штоком 21 толкателя 22. Вращая вилку 4, совместить отверстия вилки и рычага педали 2.

Ввернуть вилку на 1.5…2 оборота, что соответствует перемещению стержня 1 педали 2 на величину А. Установить палец 5;

— затянуть гайку 3 моментом от 50 до 70 Н·м и зашплинтовать палец 5.

  1. Выполнение регулировки зазора «Е» (рисунок 5) между толкателем 12 и поршнем 13 главного цилиндра 14:

— расконтрить вилку 8. Вращая толкатель 12 добиться того, чтобы перемещение педали 6 от исходного положения до момента касания толкателя 12 в поршень 13, измеренное по центру чехла педали составило размер В;

— затянуть гайку 9 моментом от 30 до 50 Н·м.

  1. Выполнение  регулировки зазора между выжимным подшипником и отжимными рычагами муфты сцепления:

— расконтрить вилку 32 (рисунок 5), расшплинтовать палец 33;

— отсоединить тягу 30 от рычага 34, вынув палец 33;

— повернуть рычаг 34 против часовой стрелки до упора выжимного подшипника в отжимные рычаги и, вращая вилку 32, совместить отверстия рычага и вилки, после чего завернуть ее на 5...5,5 оборотов и соединить с рычагом при помощи пальца 33;

— затянуть гайку 31 моментом от 50 до 70 Н·м, не допуская проворачивания тяги 30, зашплинтовать палец 33.

  1. Прокачать гидравлическую систему управления сцеплением в соответствиис пунктом 2.2.
  1. Произвести проверку чистоты выключения сцепления в соответствие спунктом 2.3.

Схема управления сцеплением БЕЛАРУС-1221В.2

 

1 – стержень; 2 – педаль сцепления для прямого хода; 3, 9, 31 – гайка; 4, 8, 32 – вилка; 5, 7, 33 – палец; 6 – педаль сцепления реверса; 10 – чехол; 11, 27 – кронштейн; 12 – толкатель; 13 – поршень; 14 – цилиндр главный; 15, 25 – трубопровод; 16, 29 – пружина; 17 – крышка; 18 – цилиндр рабочий; 19 — защитный колпачок; 20 — перепускной клапан; 21 – шток; 22 – толкатель; 23 – угольник; 24 – рукав гибкий; 26 — гидроусилитель; 28 – рукав; 30 – тяга; 34 – рычаг.

Рисунок 5 – Схема управления сцеплением БЕЛАРУС-1221В.2

2.2 Прокачка гидравлической системы управления сцеплением БЕЛАРУС-1221В.2

Прокачку гидравлической системы управления сцеплением производить в следующей последовательности:

— снять чехол 10 (рисунок 3.3.5) главного цилиндра 14;

— заполнить тормозной жидкостью компенсационную камеру главного цилиндра 14 до требуемого уровня (размер «Д»);

— снять защитный колпачок 19 и на головку перепускного клапана 20 рабочего цилиндра 18 надеть шланг, свободный конец которого опустить в сосуд с тормозной жидкостью;

— произвести несколько нажатий на педаль сцепления 6. Удерживая ее в выжатом положении, отвернуть перепускной клапан 20 на ¼ оборота, выпуская пузырьки воздуха в сосуд с тормозной жидкостью. Завернуть перепускной клапан 20, отпустить педаль сцепления. Прокачивать систему до полного исчезновения пузырьков воздуха в сосуде с тормозной жидкостью. По необходимости добавлять тормозную жидкость в компенсационную камеру главного цилиндра 14 до требуемого уровня.

ВНИМАНИЕ: ПРИ ПРОКАЧКЕ ГИДРОСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ ПОДДЕРЖИВАЙТЕ УРОВЕНЬ ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ В КОМПЕНСАЦИОННОЙ КАМЕРЕ ГЛАВНОГО ЦИЛИНДРА 14 (РИСУНОК 5) НЕ НИЖЕ РАЗМЕРА «Д» ОТ ВЕРХНЕЙ КРОМКИ КОМПЕНСАЦИОННОЙ КАМЕРЫ!

Снять шланг и надеть защитный колпачок 19, завернуть перепускной клапан 20 моментом от 20 до 30 Н/м, надеть чехол 10 главного цилиндра 14. Проверить уровень тормозной жидкости в компенсационной камере главного цилиндра 14 и, при необходимости, долить.

2.3 Проверка чистоты выключения сцепления БЕЛАРУС-1221В.2

После выполнения вышеперечисленных регулировок управления сцеплением следует произвести проверку чистоты выключения сцепления, для чего необходимо выполнить следующее:

— включить стояночный тормоз;

— запустить двигатель и установить частоту вращения дизеля (1400) мин-1;

— полностью выжать педаль муфты сцепления и не менее через пять секунд произвести включение диапазонов КП, которое должно быть «чистым» – без посторонних шумов и скрежета.

При наличии шумов или скрежета необходимо произвести проверку и, при необходимости, повторные регулировки, перечисленные в подпункте 2.1.

После прокачки гидравлической системы при неработающем двигателе суммарный свободный ход педали 2 (рисунок 5) должен составлять размер «Б», педали 6 – размер «Г», что соответствует перемещению рычага 34 на радиусе «Л» на величину «И». При полном выжиме педали перемещение рычага 34 на радиусе «Л» должно быть не менее размера «К».

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: