Сцепление трактора Беларус 80.1/82.1/820

 

 Сцепление трактора Беларус 80.1/82.1/820

 Муфта сцепления Беларус 80.1/82.1/820

На маховике 1 (рисунок 1) двигателя установлена сухая однодисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа.

Ведущей частью муфты сцепления являются маховик 1 и нажимной диск 3. К ведомой части сцепления относится ведомый диск 2 (с безасбестовыми накладками) с гасителем крутильных колебаний 8, установленный на силовом валу 6.

На тракторах «БЕЛАРУС-80.1/82.1/820» необходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой частей обеспечивается девятью пружинами 20.

Между плавающей втулкой 7, связанной с валом привода ВОМ 4, и опорным диском 10 установлены эластичные элементы. Включение и выключение сцепления производится отводкой 16 с выжимным подшипником 14, перемещающейся по кронштейну 15. Вилка 17 отводки с валиком 18 связаны тягой с педалью сцепления.

Смазка выжимного подшипника 14 осуществляется через пресс-масленку, ввинченную в цапфу отводки.

Муфта сцепления тракторов «БЕЛАРУС-80.1/82.1/820»

1 – маховик; 2 – диск ведомый; 3 – диск нажимной; 4 – вал привода ВОМ;5 – ступица; 6 – вал силовой; 7 – втулка плавающая; 8 – гаситель крутильных колебаний; 9 – рычаг отжимной; 10 – диск опорный; 11 – вилка; 12 – гайка;13 – стопорная  пластина; 14 – выжимной подшипник; 15 – кронштейн отводки;16 – отводка; 17 – вилка выключения; 18 – валик управления; 19 – стакан;20 – пружина нажимная; 21 – шайба изолирующая.

Рисунок 1 – Муфта сцепления тракторов «БЕЛАРУС-80.1/82.1/820»

 

 Особенности демонтажа, установки и регулировки муфты сцепления Беларус  80.1/82.1/820

 

Муфта сцепления тракторов БЕЛАРУС-80.1/82.1/820
Муфта сцепления тракторов БЕЛАРУС-80.1/82.1/820

1 – маховик; 2 – диск ведомый; 3 – диск нажимной; 4 – втулка плавающая; 5 – рычаг отжимной; 6 – диск опорный; 7 – стопорная пластина; 8 – регулировочная гайка; 9 – вилка; 10 – втулка.

Рисунок 2 – Монтаж, демонтаж и регулировка отжимных рычагов муфты сцепления Беларус 80.1/82.1/820

Технологическая оправка для регулировки сцепления МТЗ 80.1/82.1/820
Технологическая оправка для регулировки сцепления МТЗ 80.1/82.1/820

Рисунок 3 – Технологическая оправка

Демонтаж муфты сцепления выполняется после отсоединения двигателя от трансмиссии в следующем порядке:

— установите три технологических болта (М12×40), завернув их в нажимной диск 3 (рисунок  2) через технологические отверстия опорного диска 6;

— отверните гайки крепления опорного диска к маховику и снимите диски сцепления в сборе (опорный 6 с нажимным 3);

— снимите ведомый диск 2.

Установка муфты сцепления Беларус 80.1/82.1/820

Установка муфты сцепления выполняется в следующем порядке:

— установите ведомый диск 2 (рисунок 2) длинным концом ступицы к маховику 1;

— установите диски сцепления в сборе (опорный 6 с нажимным 3) на пальцы

маховика с втулками 10, закрепите гайками (момент затяжки от 70 до 90 Н·м);

— установите технологическую оправку и выверните технологические болты.

— отрегулируйте положение отжимных рычагов 5.

 Регулировка отжимных рычагов муфты сцепления

Регулировку отжимных рычагов муфты сцепления необходимо выполнять следующим образом:

— вворачивая или отворачивая регулировочные гайки 8 (рисунок 3.2.2) отрегулируйте положение отжимных рычагов на размер 13±0,5 мм от опорных поверхностей рычагов до торца ступицы опорного диска. Разность размеров для отдельных рычагов должна быть не более 0,3 мм;

— после регулировки рычагов установите стопорные пластины 7 и зафиксируйте их болтами;

— снимите оправку.

 Управление сцеплением Беларус 80.1/82.1/820

Управление сцеплением МТЗ 80.1/82.1/820 осуществляется следующим образом:

При нажатии на подушку педали 6 (рисунок 4) перемещается тяга 5 и поворачивает рычаг 1, связанный через валик управления 18 (рисунок 1) с отводкой муфт сцепления. Сцепление при этом выключается. При отпускании педали 6 (рисунок 4) сцепление включается.

Управление сцеплением МТЗ 80.1/82.1/820
Управление сцеплением МТЗ 80.1/82.1/820

 а) без ходоуменьшителя                    б) с ходоуменьшителем

1 – рычаг; 2 – палец; 3 – вилка; 4 – контргайка; 5 – тяга; 6 – педаль; 7 – сервоустройство; 8 – болт; 9 –кронштейн; 10 – крышка; 11 – шайба; 12 – ходоуменьшитель.

Рисунок 4 –Управление сцеплением

 Регулировка свободного хода педали муфты сцепления

ВНИМАНИЕ: СЛИШКОМ БОЛЬШОЙ ХОД ПЕДАЛИ НЕ ПОЗВОЛИТ ПОЛНОСТЬЮ ВЫКЛЮЧАТЬ СЦЕПЛЕНИЕ И ЗАТРУДНИТ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ. ОТСУТСТВИЕ СВОБОДНОГО ХОДА ПЕДАЛИ ВЫЗОВЕТ ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЕ ДИСКОВ МУФТЫ, БЫСТРЫЙ ИЗНОС ДИСКОВ И ПЕРЕГРЕВ ДЕТАЛЕЙ СЦЕПЛЕНИЯ!

Свободный ход педали сцепления, измеренный при неработающем двигателе должен быть в пределах от 40 до 50 мм. Если это значение превышено или занижено, выполните регулировку свободного хода педали сцепления.

Для регулировки свободного хода выполните следующее:

— ослабьте контргайку 4 (рисунок 4) вилки 3, расшплинтуйте и извлеките палец 2, отсоединив тягу 5 от рычага 1;

— отверните регулировочный болт 8 пока педаль 6 не коснется пола кабины;

— поверните рычаг 1 против часовой стрелки до упора, т.е. до касания выжимным

подшипников отжимных рычагов МС;

— отрегулируйте длину тяги 5, вращая вилку 3 до совпадения отверстий в вилке и рычаге 1. Затем вверните вилку 3 на пять оборотов (укоротите тягу).

— затяните контргайку 4, соедините вилку 3 с рычагом 1 с помощью пальца 2.

Если на Вашем тракторе установлен ходоуменьшитель, то для исключения зависания педали 6 необходимо установить до четырех шайб 11. Допускается уменьшение свободного хода педали сцепления до 35 мм.

ВНИМАНИЕ: УБЕДИТЕСЬ В ТОМ, ЧТО ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ НАДЕЖНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ ДО УПОРА В ПОЛИК НА УЧАСТКЕ СВОБОДНОГО ХОДА ПЕДАЛИ. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ, ОТРЕГУЛИРУЙТЕ УСИЛИЕ ПРУЖИНЫ СЕРВОУСТРОЙСТВА 7 (РИСУНОК 4) С ПОМОЩЬЮ БОЛТА 8 ИЛИ ИЗМЕНИТЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРОНШТЕЙНА 9, ПОВЕРНУВ ЕГО ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ ОТНОСИТЕЛЬНО ОСИ БОЛТА КРЕПЛЕНИЯ!

 Корпус сцепления МТЗ 80.1/82.1/820

Корпус сцепления тракторов «БЕЛАРУС-80.1/82.1/820» может быть укомплектован понижающим механическим редуктором (рисунок 5), реверс-редуктором (рисунок 6), понижающим синхронизированным редуктором (рисунок 3.2.7).

Корпус сцепления 7 (рисунок 5-8) условно можно разделить на две части: сухой отсек и редукторная часть.

В сухом отсеке корпуса сцепления располагается муфта сцепления, смонтированная на маховике 1 двигателя. На кронштейне отводки 6, также расположенном в сухом отсеке, устанавливается отводка с выжимным подшипником 5, цапфы отводки входят в проушину вилок выключения сцепления 3. В одну из цапф отводки ввинчена пресс-масленка, предназначенная для смазки выжимного подшипника.

Редукторная часть включает в себя независимый двухскоростной привод заднего ВОМ, привод насоса ГНС и понижающий редуктор.

Независимый двухскоростной привод ВОМ предназначен для получения на хвостовике вала отбора мощности двух режимов вращения: 540 мин-1) и 1000 мин-1). Ведущий вал-шестерня 30 привода ВОМ, установленный на двух подшипниках 8 и 12, соединен через шлицы с плавающей втулкой 2 опорного диска сцепления и находится в постоянном зацеплении с двумя ведомыми шестернями привода ВОМ 26 и 27.

Ведомая шестерня 27 привода 540 мин-1) установлена на ведомом валу привода ВОМ 22 на двух игольчатых подшипниках с наружной обоймой 28. На ведомой шестерне 27 на двух шарикоподшипниках 25 установлена ведомая шестерня 26 привода 1000 мин-1). Передача крутящего момента от ведомых шестерен на ведомый вал 22 осуществляется через соединительную зубчатую муфту 24, установленную на шлицах ведомого вала. Зубчатая муфта вводится в зацепление с одной из шестерен при помощи валика управления 23.

Привод насоса ГНС осуществляется шестерней 10, установленной на двух шарикоподшипниках 9 оси 11. Шестерня привода 10 находится в постоянном зацеплении с вал-шестерней 30.

Понижающий механический редуктор (рисунок 5.) предназначен для получения дополнительного ряда скоростей, необходимых для работы с сельскохозяйственными машинами. Расположен понижающий редуктор между корпусом сцепления и коробкой передач. На силовом валу 14 корпуса сцепления установлена подвижно на шлицах соединительная зубчатая муфта 19. Когда зубчатая муфта 19 при помощи

механизма управления 18 входит в зацепление с ведущей шестерней редуктора 16, установленной на силовом валу на роликах 17, то понижающий редуктор включен (пониженная ступень понижающего редуктора). Если зубчатая муфта входит в зацепление с ведомой шестерней 20, установленной на шлицах первичного вала коробки передач, то понижающий редуктор выключен (повышенная ступень понижающего редуктора). Рычаг переключения понижающего редуктора выведен в кабину трактора.

Корпус сцепления с понижающим механическим редуктором МТЗ 80.1/82.1/820
Корпус сцепления с понижающим механическим редуктором МТЗ 80.1/82.1/820

1 – маховик; 2 – втулка плавающая; 3 – вилка; 4 – ступица; 5 – выжимной подшипник; 6 – кронштейн отводки; 7 – корпус сцепления; 8, 9, 12, 13, 15, 25, 29 – подшипник;10 – шестерня привода насоса ГНС; 11 – ось; 14 – вал силовой; 16 – ведущая шестерня понижающего редуктора; 17 – ролики; 18 – механизм управления редуктором; 19 – зубчатая муфта; 20 – ведомая шестерня понижающего редуктора; 21, 28 – игольчатый подшипник с наружной обоймой; 22 – ведомый вал привода ВОМ; 23 – валик управления; 24 – зубчатая муфта; 26 – ведомая шестерня привода ВОМ (режим 1000 мин-1)); 27 – ведомая шестерня привода ВОМ (режим 540 мин-1)); 30 – ведущий вал-шестерня привода ВОМ.

Рисунок 5 – Корпус сцепления с понижающим механическим редуктором

Реверс-редуктор (рисунок 6.) предназначен для изменения направления движения трактора. Расположен реверс-редуктор между корпусом сцепления и коробкой передач. На первичном валу коробки передач установлен синхронизатор 18. Каретка синхронизатора, управляемая механизмом управления 17, может входить в зацепление с ведомой шестерней реверс-редуктора 19 (движение задним ходом) или с ведущей шестерней реверс редуктора 16 (движение передним ходом). Рычаг переключения реверс-редуктора выведен в кабину трактора. Перемещением рычага вперед по ходу движения трактора осуществляется включение движения передним ходом. При переключении рычага назад – движения задним ходом.

Корпус сцепления с реверс-редуктором МТЗ 80.1/82.1/820
Корпус сцепления с реверс-редуктором МТЗ 80.1/82.1/820

1 – маховик; 2 — втулка плавающая; 3 – вилка; 4 – ступица; 5 – выжимной подшипник; 6 – кронштейн отводки; 7 – корпус сцепления; 8, 9, 12, 13, 15, 27, 31 – подшипник; 10 – шестерня привода насоса гидросистемы; 11 – ось; 14 – вал силовой; 16 – ведущая шестерня реверс-редуктора; 17 – механизм управления реверсредуктором; 18 – синхронизатор; 19 – ведомая шестерня реверс-редуктора; 20 – шарик; 21 – паразитная шестерня реверс-редуктора; 22- игольчатый подшипник; 23, 30 – игольчатый подшипник с наружной обоймой; 24 — ведомый вал привода ВОМ; 25 – валик управления; 26 – зубчатая муфта; 28 – ведомая шестерня привода ВОМ (режим 1000 об/мин); 29 — ведомая шестерня привода ВОМ (режим 540 об/мин); 32 – ведущий вал-шестерня привода ВОМ.

Рисунок 6 –Корпус сцепления с реверс-редуктором

Понижающий синхронизированный редуктор (рисунок 7) предназначен для получения дополнительного ряда скоростей, необходимых для работы с сельскохозяйственными машинами. Расположен редуктор между корпусом сцепления и коробкой передач. На первичном валу коробки передач установлен синхронизатор 18. Каретка синхронизатора, управляемая механизмом управления 17, может входить в зацепление с ведомой шестерней понижающего редуктора 19 (пониженная ступень понижающего редуктора) или с ведущей шестерней редуктора 16 (повышенная ступень понижающего редуктора). Рычаг переключения понижающего синхронизированного редуктора выведен в кабину трактора.

Корпус сцепления с понижающим синхронизированным редуктором МТЗ 80.1/82.1/820
Корпус сцепления с понижающим синхронизированным редуктором МТЗ 80.1/82.1/820

 

1 – маховик; 2 — втулка плавающая; 3 – вилка; 4 – ступица; 5 – выжимной подшипник; 6 – кронштейн отводки; 7 – корпус сцепления; 8, 9, 12, 13, 15, 25, 29 – подшипник; 10 – шестерня привода насоса гидросистемы; 11 – ось; 14 – вал силовой; 16 – ведущая шестерня понижающего редуктора; 17 – механизм управления редуктором; 18 – синхронизатор; 19 – ведомая шестерня понижающего редуктора; 20 – шарик; 21, 28 – игольчатый подшипник с наружной обоймой; 22 — ведомый вал привода ВОМ; 23 – валик управления; 24 – зубчатая муфта; 26 – ведомая шестерня привода ВОМ (режим 1000 об/мин); 27 – ведомая шестерня привода ВОМ (режим 540 об/мин); 30 – ведущий вал-шестерня привода ВОМ.

Рисунок 7 –Корпус сцепления с понижающим синхронизированным редуктором

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: